О манипуляторах и ложном смирении

Итак, в нашем обществе распространено ложное понимание смирения как принятия всего (молчаливого согласия со всем) и непротивления (в том числе злу насилием). Манипуляторы счастливы: лучшего способа заставить совестливого человека сделать то, что нужно им, и не придумаешь. Достаточно просто сказать этому человеку, что нужно быть смиренным, принимать все как есть и делать что говорят, а не быть эгоистом, который свои интересы ставит выше интересов других людей.

Если перефразировать эту мысль, то что получится? Если ты удовлетворяешь чьи-то интересы, то ты хороший. Если же свои, то ты плохой. Если ты забываешь о себе, запускаешь свою собственную жизнь, позволяя ей превратиться в замшелые руины, если теряешь себя и свою личность, становясь частью безликой, недумающей, серой (а потому хорошо управляемой) массы – честь тебе и хвала. Если же ты заботишься в первую очередь о себе, строишь свою жизнь согласно своим целям и ценностям, то ты эгоист, которого в нашем обществе принято презирать.

Еще часто любят повторять знаменитую библейскую фразу «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Имея в виду при этом почему-то только первую часть фразы – «Возлюби ближнего твоего», то есть заботясь только и исключительно о ближнем (опять-таки, какое раздолье для манипуляторов всех мастей!). И напрочь игнорируя вторую часть этой фразы – «как самого себя» – второе условие, без которого вообще-то невозможно осуществить первое.

Но если на основе этого подхода построить логическую цепочку, то что мы будем иметь? А иметь мы будем следующее. Мы должны возлюбить ближних, как самих себя. А любить себя нам запрещено, поскольку любить себя – значит быть эгоистами и носить на себе это позорное клеймо. Чтобы не быть эгоистами, мы начинаем пренебрегать собой и своими целями и интересами, мы перестаем жить своей жизнью и любить себя. И что в итоге? Раз мы должны относиться к другим так, как к себе, а к себе мы должны относиться пренебрежительно и с нелюбовью (чтобы не прослыть эгоистами), то, если следовать логике, и к другим мы тоже должны относительно пренебрежительно и с нелюбовью. Парадокс, не правда ли?

То есть акцентирование внимание на первой части фразы «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «скромное» забвение второй – это еще одна уловка манипуляторов и людей, которые всеми правдами и неправдами стремятся к власти, к управлению людьми. А управлять удобнее, извините за грубость, стадом, людьми, не умеющими думать, любить себя, ценить себя, заботиться о себе. Людьми, убившими в себе личность, индивидуальность, непохожесть. Людьми, которые будут слепо подчиняться и не будут ничего хотеть и требовать.

А что будет, если мы перестанем игнорировать вторую часть фразы и начнем любить себя? (Ну хотя бы начнем учиться делать это?) Будет разворачиваться противоположная цепочка. Если мы будем видеть ценность в себе, то постепенно мы научимся видеть ее и в других людях (иначе с нами просто никто не захочет иметь дела). Если мы будем уважать свои интересы, то постепенно научимся уважать и учитывать интересы и других людей. Если мы захотим взаимовыгодного и взаимовыгодного сотрудничества, мы будем стремиться окружать себя интересными, активными, креативными людьми (а не теми, кто будет пассивно нам подчиняться), и в процессе взаимодействия они будут «подпитывать» энергией, идеями и пр. нас, а мы – их. Если мы захотим, чтобы возросло качество нашей жизни, мы будем заботиться о том, чтобы возросло качество жизни вокруг (мы ведь не на необитаемом возрасте живем и все друг с другом связаны). Ну и так далее.

Вот и получается, что любовь к другим людям все-таки начинается с любви к себе. Вопреки желанию манипуляторов, которые призывами к ложному смирению и необходимости любви к ближнему стремятся вызвать у нас чувство вины и заставить делать то, что нужно им, но что зачастую в корне противоречит наши собственным интересам. Ну первые шаги на пути к себе можно делать, тренируясь не соглашаться на все подряд и говоря «нет».

 

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях

Добавить комментарий